Статьи

Shibata — японский фарфор с английскими манерами

17.02.2017

Shibata — японский фарфор, который создан по древним китайским технологиям, но в классическом европейском стиле. Его выпускают в одноименном японском городе, где сосредоточены крупные фарфоровые месторождения и поколения мастеров.

Эти сервизы, с одной стороны, воплощают роскошь древних императорских династий, с другой — созданы по европейским канонам формы и стиля. Вот такое гармоничное слияние Востока и Запада в одной марке.
Что мы знаем о японском фарфоре?
Японцы увлеклись фарфором позже, чем китайцы и корейцы — лишь в XVI веке. К тому времени в соседних странах секрет фарфора был известен несколько столетий, и в Японии просто взяли за основу готовую технологию. Точнее, не просто взяли, а специально брали в плен и вывозили корейских керамистов, которые делились своим мастерством.

Японский фарфор был прочнее китайского, но его глазурь получалась не такой прочной. Изначально японские тарелки и чаши отличались богатым узором: им буквально испещряли обе поверхности — внешнюю и внутреннюю.
В городе Арита фарфор расписывали синим подглазурным рисунком, который напоминал китайские узоры, а по оттенку — русскую гжель.
В портовом городе Имари росписи были яркими и разноцветными, со сложными сюжетами в основе: похоже на восточный текстиль. Эту технику позже чаще всего копировали англичане, голландцы и китайцы.
Фарфор Сацума — это яркие, разноцветные росписи с обилием деталей и слоем позолоты под глазурью.
Японский художник Сакайда Какикэмон создал свой авторский стиль росписи разноцветной эмалью, а семья мастеров Кинкозан делала нарочито грубые по форме вазы с изящными и высокохудожественными росписями.
На формы и применение фарфора повлияла японская чайная церемония — сэнтя, которая состояла из множества ритуалов.

Долгое время японский фарфор просто повторял формы и технику росписи китайцев, и только к XIX веку приобрел свой собственный стиль. Из-за высокой цены фарфоровые сервизы все чаще покупали богатые европейцы — в качестве экзотики, и японские мастера начали работать согласно их вкусам и потребностям. Примерно в этот период в Европе набирала популярность мода на все восточное, которая потом отразилась в стиле эклектика. Так японский фарфор постепенно утратил традиционные мотивы, и сложные росписи превратились в цветные орнаменты с позолотой.
Как это проявилось в фарфоре Shibata?
Фарфор Shibata выпускает небольшая семейная фабрика. С 1942 года здесь делают сервизы и отдельные предметы из костяного фарфора — особо твердой разновидности, в составе которой — костяная мука.

Костяной фарфор — он же Bone China — это английская техника, которую переняли китайские и японские мастера, чтобы их изделия чаще покупали европейцы. Она предполагает, что к каолину подмешивают костяную муку в пропорции от 30% и выше. В итоге после обжига фарфор получается очень твердым.
Для росписи Shibata используют стойкие минеральные красители, золото и платину. Роспись с глазурью обжигают повторно при очень высокой температуре, поэтому она приплавляется к основе и не боится мытья в посудомоечной машине.
Фарфор Shibata может быть глянцевым или матовым. В основе росписей — классические орнаменты с вензелями, плавные цветовые переходы и контрастные сочетания. Есть росписи почти целиком из золота, с мельчайшими деталями, которые выглядят как невесомая ажурная гладь.

По форме это — европейская классика: круглые тарелки и овальные блюда, заварочные чайники и чашки с тонкими ручками. Тогда как техника росписи — восточная, хоть и тяготеет к европейскому ампиру или барокко. Имперский стиль во всем его блеске — с идеальной гармонией, богатым декором и роскошью позолоты: по-прежнему актуален и не подвержен влиянию моды.

УДАЧНЫЙ ВЫБОР

Все бренды

ADHOC ALADDIN ALESSI AMBIENTAIR AMT ARCOS ARTE IN OLIVO BAUSCHER BEKA BIALETTI BIG GREEN EGG BISETTI BLACK+BLUM BLOMUS BODUM BOKER BUGATTI CASA BUGATTI CERAFLAME CHASSEUR CHEFN CHEF’S CHOICE CHILEWICH CHINELLI CHURCHILL COLE MASON COLOMBO CONTINENTA COOK WAY CRISTEL CUTIPOL EDGEWARE EJIRY ELEMENT EMERALD EMILE HENRY EMILY EMSA EVA SOLO EVERCUT FISSLER GARNIER-THIEBAUT GIORINOX GRAUPERA GREEN PAN GUEDE GUZZINI IBILI IVV JACOB JENSEN JOSEPH JOSEPH KINTO KITCHEN AID KOCHSTAR KOZIOL KYOCERA LACOR LEGNOART LEKUE LES ARTISTES-PARIS LOOOQS LURCH MAUVIEL MEDARD DE NOBLAT MELIOR MICROPLANE MIDORI MONBENTO NACHTMANN NAOMI NARUMI NOVIS VITA NUANCE NUOVA CER PEUGEOT PEUGEOT VIN PIAZZA PO QUALY REVOL RIEDEL ROBERT WELCH ROEMERTOPF ROSTI MEPAL RUFFONI SAINT ROCH SCHOTT ZWIESEL SELTMANN WEIDEN SHIBATA SILIKOMART SMEG STADLER FORM MBT STANLEY STAUB TERRE ETOILEE TETTAU TRUDEAU TURMIX UMBRA VALENTIN YUDASHKIN VINTURI WALMER WESCO WESTMARK WUESTHOF XD DESIGN YAXELL ZERO JAPAN ZH ZWIESEL 1872 ZYLISS

Горячие новости