Статьи

История российского фарфора

02.05.2009

     В 1744 году по высочайшему повелению императрицы Елизаветы Петровны было подписано соглашение об устройстве мануфактуры по производству фарфора. Эта дата считается отправной точкой в истории его изготовления в России. Фарфор, купить который ранее можно было только за границей, наконец-то стал изготавливаться в России. Хотя первое знакомство россиян с фарфором произошло еще в XV веке, благодаря тверскому купцу Афанасию Никитину, его производство стало возможным лишь спустя три столетия.

     Технология изготовления «белого золота» тщательно скрывалась его создателями —китайцами, поэтому долгое время разгадать тайну его производства не удавалось никому. Петр I всеми силами пытался раскрыть «большой фарфоровый секрет». С этой целью он даже посылал своего агента Юрия Кологривого на уже обладавшую секретом изготовления фарфора Мейсенскую фабрику, проводил эксперименты над специально купленной в Китае аптечной посудой и сервизом, наконец, выписал из-за границы порцелиновых дел мастера (порцелином тогда называли фарфор, купить который можно было только за большие деньги). Но, несмотря на все эти хитрости и уловки, технология фарфоровой керамики еще долгое время оставалась тайной за семью печатями.

     Приоткрыть завесу тайны удалось лишь четверть века спустя. Это стало возможным, благодаря исследованиям выдающегося российского ученого Дмитрия Ивановича Виноградова. Его разработки технологии изготовления фарфора основывались не на выведанных через третьих лиц секретах, а стали результатом кропотливой работы и тщательного анализа. Благодаря этому, к 1760 году, Императорский фарфоровый завод, или, как его тогда называли, Невская порцелиновая мануфактура, стал одним из четырех крупных европейских заводов, производивших фарфор (чашки, сервизы, столовая фарфоровая посуда). Началась продажа фарфоровых статуэток, изготовленных на этом заводе.

     Первое время, завод производил лишь маленькие предметы, так как печи для обжига были небольшими по объему. Небольшие огрехи производства (фарфор был недостаточно белым) скрывали при помощи росписи или позолоты. В то же самое время европейцы уже научились производить так называемый костяной фарфор, который отличался особой тонкостью и прозрачностью. Это побуждало российских мастеров к новым поискам и экспериментам. В конце 1760-х годов один из первых мастеров завода Андрей Черный получил так называемый мелкозернистый бисквит (неглазурованный фарфор), который отличался красивой матовой поверхностью и большой пластичностью, что позволяло изготавливать из него декоративные скульптуры с множеством мелких деталей. Продажа фарфоровых статуэток, благодаря этому, стала приносить больший доход. Они, как и элитная фарфоровая посуда, стали предметом коллекционирования.  Постоянное совершенствование технологии на порцелиновой фабрике позволило получить белый фарфор, чашки из которого по качеству не уступали саксонским (именно с чашек началось производство этого фарфора). По составу массы, приготовленной из отечественного сырья, русский белый фарфор приближался к самому дорогому и престижному китайскому.

     Поначалу весь фарфор — статуэтки, столовые сервизы, фарфор в виде отдельных предметов посуды — шли только на обеспечение нужд императорского дворца и в свободную торговлю не поступали. Однако каждому коммерсанту было понятно, что столовая фарфоровая посуда будет пользоваться успехом и на широком рынке. Это обстоятельство поспособствовало развитию частных фарфоровых заводов. 18 января 1766 г. в селе Вербилки на Дубне, англичанином Францем Яковлевичем Гарднером был основан первый в России частный фарфоровый завод. Будучи хорошим коммерсантом, Гарднер использовал готовые формы от императорских заказов для того, чтобы в продажу поступила менее дорогая, но не менее качественная посуда, сервизы, фарфор для украшения интерьера. Его магазин фарфора императорский ассортимент посуды предлагал по относительно доступным ценам. Хотя, конечно, до массового приобретения фарфора населением было еще далеко.
 
     С приходом к власти Екатерины Великой наступает расцвет художественного фарфора. Восхищенная европейской культурой императрица приглашает в Россию иностранных художников, которые надолго определили стилистику российского искусства, в том числе и изделий порцелиновых мануфактур, на которые, так же, как и на все остальное, распространились веяния рококо. Английские статуэтки, фарфоровые немецкие сервизы, французские столовые сервизы, костяной фарфор старательно копировались российскими мастерами. К концу XVIII века на смену рококо приходит классицизм, вытесняя былую самобытность российского фарфора. «Блеск и изящество» сменила характерная для этого стиля простота форм и сюжетов.

     Наилучшим временем для развития фарфора в России стал период правления Николая I.Именно в этот период его производством начинают активно заниматься керамисты Гжели. Знаменитое «Товарищество производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», более известное как «кузнецовский завод», не было исключением. Занимавшаяся прежде фаянсом и полуфаянсом, семья Кузнецовых начинает изготавливать и фарфор (сервиз из кузнецовского фарфора и по сей день может украсить любую коллекцию произведений прикладного искусства). Фарфор, фаянс и стекло отечественного производства ценились все больше. Производители из Германии, Англии и Франции были потеснены на рынке. У потребителей появился выбор: приобрести мейсенский фарфор, купить английский костяной фарфор, сервиз кузнецовского фарфора или что-либо еще.

     Начало XX века обозначено влиянием на искусство стиля модерн. Мода на него, несомненно, повлияла и на развитие русского фарфора. Подражательная тактика, заимствование чужих технологий привели к тому, что последнее место на выставке 1890 года занял петербургский императорский фарфор. Москва же в то время еще не имела собственных фарфоровых производств.

     После революции, в период всеобщей национализации, фарфоровые заводы занимаются производством изделий на революционную тематику. Тонкое искусство фарфора превратилось в изготовление «агитки на тарелке» и стало одним из средств революционной пропаганды.

     В двадцатые годы прошлого столетия большинство частных коллекций фарфора, включавших как сервизы, так и отдельные предметы, были национализированы и переданы в государственные музеи. Фарфор, фаянс и стекло знаменитых русских производителей и сегодня можно увидеть в музеях. Это столовые сервизы, фарфор для чая и кофе, элитная фарфоровая посуда, декоративный фарфор, статуэтки и т. д. Посуда, сервизы, фарфор для украшения интерьера — все это по праву может быть выделено в отдельный вид прикладного искусства, популярный и востребованный самыми широкими слоями населения.

УДАЧНЫЙ ВЫБОР
Все бренды

AMT ARCOS BALLARINIBIG GREEN EGG BLACK+BLUM BODUM BORDALLO PINHEIRO BRABANTIA CERAFLAME CHEF’S CHOICE CHILEWICH CHURCHILL CASOCERTIFIED INTERNATIONAL CLAYSTREET COLE MASON CONTINENTA CRISTAL D ARQUES CUTIPOL EISCH EMILE HENRY EMILY EVA SOLO FARFALLI FISSLER GEFU GIEN GLOBAL GUDE GUY DEGRENNEGUZZINI IVV JOSEPH JOSEPH KITCHEN AID KOCHSTAR KOZIOL LE CREUSET LEGNOART LEKUE LENOX LODGE LSA INTERNATIONAL MAXWELL & WILLIAMS MICROPLANE MICHAEL ARAM MIX & MATCH MONBENTO NACHTMANN NAOMI NARUMI NORITAKE NOVIS VITA PEUGEOT PEUGEOT VIN PILLIVUYT PORTMEIRIONQUEEN ANNEREVOL RIEDEL RICHMOND ROBERT WELCH ROEMERTOPF ROMMELSBACHER ROSENTHAL ROYAL WORCESTERRUFFONI SCHOTT ZWIESEL SELTMANN WEIDEN SILAMPOS SILIKOMART SMEG SPIEGELAU SPODESTANLEY STATUSSTAUB SWISS DIAMOND TYPHOON UMBRA WESCO WESTMARK WUESTHOF YAXELL ZWIESEL 1872 ZWIESEL GLAS ZWILLING J.A. HENCKELS

Горячие новости
VAZARO — первый интернет-магазин уникальной, стильной и модной посуды, столь необходимой для создания уюта и красоты в вашем доме и офисе.
<