Shibata — японский фарфор с английскими манерами
17.02.2017
Shibata — японский фарфор, который создан по древним китайским технологиям, но в классическом европейском стиле. Его выпускают в одноименном японском городе, где сосредоточены крупные фарфоровые месторождения и поколения мастеров.
Эти сервизы, с одной стороны, воплощают роскошь древних императорских династий, с другой — созданы по европейским канонам формы и стиля. Вот такое гармоничное слияние Востока и Запада в одной марке.
Что мы знаем о японском фарфоре?
Японцы увлеклись фарфором позже, чем китайцы и корейцы — лишь в XVI веке. К тому времени в соседних странах секрет фарфора был известен несколько столетий, и в Японии просто взяли за основу готовую технологию. Точнее, не просто взяли, а специально брали в плен и вывозили корейских керамистов, которые делились своим мастерством.
Японский фарфор был прочнее китайского, но его глазурь получалась не такой прочной. Изначально японские тарелки и чаши отличались богатым узором: им буквально испещряли обе поверхности — внешнюю и внутреннюю.
В городе Арита фарфор расписывали синим подглазурным рисунком, который напоминал китайские узоры, а по оттенку — русскую гжель.
В портовом городе Имари росписи были яркими и разноцветными, со сложными сюжетами в основе: похоже на восточный текстиль. Эту технику позже чаще всего копировали англичане, голландцы и китайцы.
Фарфор Сацума — это яркие, разноцветные росписи с обилием деталей и слоем позолоты под глазурью.
Японский художник Сакайда Какикэмон создал свой авторский стиль росписи разноцветной эмалью, а семья мастеров Кинкозан делала нарочито грубые по форме вазы с изящными и высокохудожественными росписями.
На формы и применение фарфора повлияла японская чайная церемония — сэнтя, которая состояла из множества ритуалов.
Долгое время японский фарфор просто повторял формы и технику росписи китайцев, и только к XIX веку приобрел свой собственный стиль. Из-за высокой цены фарфоровые сервизы все чаще покупали богатые европейцы — в качестве экзотики, и японские мастера начали работать согласно их вкусам и потребностям. Примерно в этот период в Европе набирала популярность мода на все восточное, которая потом отразилась в стиле эклектика. Так японский фарфор постепенно утратил традиционные мотивы, и сложные росписи превратились в цветные орнаменты с позолотой.
Как это проявилось в фарфоре Shibata?
Фарфор
Shibata выпускает небольшая семейная фабрика. С 1942 года здесь делают сервизы и отдельные предметы из костяного фарфора — особо твердой разновидности, в составе которой — костяная мука.
Костяной фарфор — он же Bone China — это английская техника, которую переняли китайские и японские мастера, чтобы их изделия чаще покупали европейцы. Она предполагает, что к каолину подмешивают костяную муку в пропорции от 30% и выше. В итоге после обжига фарфор получается очень твердым.
Для росписи
Shibata используют стойкие минеральные красители, золото и платину. Роспись с глазурью обжигают повторно при очень высокой температуре, поэтому она приплавляется к основе и не боится мытья в посудомоечной машине.
Фарфор Shibata может быть глянцевым или матовым. В основе росписей — классические орнаменты с вензелями, плавные цветовые переходы и контрастные сочетания. Есть росписи почти целиком из золота, с мельчайшими деталями, которые выглядят как невесомая ажурная гладь.
По форме это — европейская классика: круглые тарелки и овальные блюда, заварочные чайники и чашки с тонкими ручками. Тогда как техника росписи — восточная, хоть и тяготеет к европейскому ампиру или барокко. Имперский стиль во всем его блеске — с идеальной гармонией, богатым декором и роскошью позолоты: по-прежнему актуален и не подвержен влиянию моды.